Для развития
критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из
этих эффективных инструментов стала
разработанная американскими
педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология развития критического
мышления посредством чтения и письма. Цель данной
образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся,
необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Технология развития
критического мышления в процессе обучения письму и чтению представляет собой
совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала
заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую
активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и,
наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. В основе технологии РКМЧП
лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Первая фаза (вызов) ориентирована на актуализацию
имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой
информации и ценностного отношения к предмету. Вторая фаза (реализация смысла) - главными задачами
являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным,
систематизация, отслеживание собственного понимания. Третья фаза
(рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации,
выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование
вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Базовая модель
("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только
определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы
сочетания конкретных методических приемов. Остановимся более подробно на
тех приёмах и стратегиях технологии развития критического мышления, которые
я применяю на уроках географии, развивая критическое мышление и формируя
культуру работы с текстом. Их можно разделить в соответствии с
направлениями работы.
1.Учимся
воспринимать информацию. Для развития умения воспринимать информацию
возможно использование приемов «Знаю
– хочу узнать – узнал» ,«Зигзаг»,
«Прием корзина идей, понятий, имен».
Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования
целей. Данные приемы помогают преодолеть
эти трудности.
Прием «Знаю – хочу узнать –
узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова,
учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу
таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные
исторические сведения, предположения),
после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами
формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в
собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят
полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся
рефлексировать собственную мыслительную деятельность. «Прием
«Зигзаг» основан
на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по
определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту,
члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том,
чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за
определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по
их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все,
приходящие им на ум ассоциации. В
результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся
знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень
подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры
при объяснении нового материала.
Источник: http://stud24.ru/pedagogy/formirovanie.../52330-180321-page1.html |