Понедельник, 20.05.2024, 01:13
Приветствую Вас Гость | RSS

   Сайт портфолио Киль Ирины Викторовны

Наш опрос
Ваше любимое время года
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Краеведение на уроках географии » Педагогические принципы организации краеведения

Педагогические принципы организации краеведения
              Школьное краеведение строится на общих принципах теории обучения и воспитания. Педагогические принципы связи обучения и воспитания с жизнью являются методологической основой школьного краеведения.Общими принципами для организации краеведческой работы являются: принципы соответствия содержания и методов краеведческой работы уровню развития и подготовки учащихся; развитию творческих способностей учащихся и привития им навыков исследовательской деятельности и др. (Сафиуллин, 1979).
             В современных условиях общеобразовательной школы, например, решение проблем охраны природы и профессиональной ориентации наряду с другими проблемами приобретает исключительно важное значение.Нельзя представить краеведческую работу школы вне вопросов охраны природы, и экологического образования и воспитания.Анализ методической литературы позволяет выделить основные принципы экологического краеведения, которые имеют важное значение в его организации. Такими принципами, непосредственно лежащими в основе определения содержания, организационных форм и методов проведения экологического краеведения, являются: подчинение экологического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы и соответствие его уровню развития и подготовленности учащихся, комплексный подход в организации краеведческой работы по экологии, систематичность и непрерывность, поисково-исследовательский характер краеведения, общественно-полезная значимость, природоохранная направленность.Краеведческая работа, основанная на этих принципах, является действительным педагогическим средством активизации учебно-воспитательной работы в школе.Положение о подчинении краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы в школе и соответствие его уровня развития и подготовки учащихся определяет педагогическую целенаправленность краеведческой работы. Наиболее ярко это может отражаться в учебной краеведческой работе, организуемой в соответствии с дидактическими требованиями учебной программы по экологии.Учебное и внеклассное краеведение тесно связаны между собой. Едины у них образовательные и воспитательные задачи. Внеклассная краеведческая работа диктуется дидактической необходимостью осуществления краеведческого подхода в учебном процессе. Кроме того, внеклассная краеведческая работа основана на требованиях примерных программ по воспитательной работе.Принцип комплексного подхода в организации краеведческой работы означает всестороннее изучение родного края - его истории, природы, хозяйства, этнографии, литературы, искусства и др.Краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если в ее организации соблюдаются систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих знаний и умений школьников. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенно плановой системе в течение всего учебного года, как на уроках, так и во внеклассной работе. Краеведческий материал, собранный учащимися в процессе внеклассной работы, обогащает учебный процесс, уроки становятся интереснее и содержательнее.Поисково-исследовательский характер краеведения является основой формирования и развития познавательного интереса учащихся. Поисково-исследовательский принцип в организации краеведческой работы предполагает вооружение учащихся элементарными приемами научного исследования, привитие им умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, повышение познавательной активности и развития творческих способностей.Поисково-исследовательская работа учащихся предполагает самостоятельное решение учебно-познавательных задач путем постановки проблемы, планирования поиска, нахождения приемов и способов решения различных задач в процессе наблюдений, обобщение краеведческих материалов и соответствующее их оформление.Важной стороной краеведческой работы является его общественно полезная значимость. Практическое осуществление этого принципа предполагает активное участие краеведов в решении общественно-практических задач родного края и проявляется в проведении природоведческих наблюдений, участие в мероприятиях по охране природы.Природоохранная направленность экологического краеведения охватывает весь комплекс природных, социально-экономических, культурных и других аспектов проблемы охраны природы.Роль краеведческой работы в природоохранном воспитании характеризуется следующими особенностями:а) в процессе природоохранного воспитания создается благоприятная обстановка для восприятия учащимися явлений и объектов природы в целом и во взаимосвязях между ними;б) экономические и историко-литературные аспекты краеведения дают конкретный и убедительный материал о формах и видах взаимосвязей в системе «природа-человек-общество»; у школьников формируется убеждение в огромной и разнообразной роли природы в жизни общества;в) краеведческие экскурсии и походы связаны с общественно полезной деятельностью учащихся;г) краеведение способствует воспитанию экологической культуры поведения человека в природе.Таким образом, школьное экологическое краеведение строится на основе ряда педагогических принципов. Эти принципы необходимы для сравнимости полученных результатов и дальнейшего развития краеведения.


Источник: http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91095/6/?kursovaya
Категория: Педагогические принципы организации краеведения | Добавил: irinakil19 (25.10.2011)
Просмотров: 1290 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Закладки
Праздники дня

Киль Ирина Викторовна © 2024