"Человек,
овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности
требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей
среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
А.А.Плешаков.
В настоящее
время во всех развитых странах мира расширяется движение людей за сохранение
экологического качества окружающей среды, бережное расходование природных
ресурсов, распространение идеалов здорового образа жизни и защиту самой жизни
человека, особенно в условиях урбанизированной среды. Всё это объясняется общим
понятием "современная экологическая культура".
Экологическая
культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка
своего положения во вселенной, отношение человека к миру. [4]
Сегодня всех
волнуют проблемы экологического кризиса, резкий рост числа заболеваний,
опустынивание, загрязнение рек, Мирового океана. Природа-мать человечества, она
и кормилица его. Оторвать или изолировать человека от среды его обитания
невозможно. При разумном и научном подходе к природе её дары и богатства не
иссякают, а могут даже наращиваться. Необходимо взаимодействие человека с
природой и искусственно создаваемой средой. Усилия общества необходимо
направлять на поддержание природного равновесия и совершенствование среды
обитания в условиях роста производительных сил.
Выработка
деловых качеств и трудовых навыков, необходимых для природоохранительной
деятельности, включает формирование экологического сознания. Каждый человек,
будь то руководитель, работник предприятия, учреждения или школьник – все
должны чувствовать свою ответственность за состояние окружающей среды,
принимать деятельное участие в охране природы.
Преодоление экологического кризиса требует изменения традиционных норм и
ценностей человека по отношению к природе и самому себе: изменения в содержании
и сущности самого экологического образования.[1]
В связи с этим
можно выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе
работы, и которые требуют немедленного разрешения:
· между
стремительным развитием индустрии и низкими темпами развития средств
экологической защиты от побочных явлений этой индустрии;
· между желанием
жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;
· между желанием
взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения
этих же взрослых к окружающей среде;
· между желанием
использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих
поколений.
· созданием
комфортных условий для жителей и уничтожением среды обитания.
Проанализировав
все выше обозначенные противоречия, мы пришли к выводу, что важной проблемой
современного общества и школы в частности является проблема повышения
экологической культуры у школьников.
Разные авторы
выделяют три элемента, составляющих содержание экологической культуры:
1)
уровень
экологических знаний (интеллектуальный компонент);
2)
уровень
экологического сознания и поведения в природе (ценностный компонент);
3)
запас
практических умений и навыков в деле охраны природы (деятельностный
компонент).[2]
Задача
экологического воспитания в школе заключается в том, чтобы побуждать учащихся
выражать своё отношение к глобальным проблемам человечества, а также к
проблемам, которые касаются их непосредственного окружения. Необходимо
формировать у школьников способность и потребность принимать на себя
ответственность за решение этих проблем. В школьной практике экологическое
воспитание осуществляется преимущественно путём передачи учащимся необходимого
объёма экологических знаний. На уроках географии при изучении различных тем,
особенно в курсе "География Казахстана" в 8 и 9 классах целесообразно
обращать внимание учащихся на актуальные экологические проблемы своей
местности.
Территория
Зерендинского района, имеющая благоприятные условия для жизни, заселялась с древнейших
времён, о чём свидетельствуют археологические находки. В древние времена, когда
люди селились по берегам рек, занимались охотой, сбором плодов, позднее
земледелием и скотоводством, они не наносили существенного вреда природе,
отходы их хозяйства разлагались и не представляли угрозы здоровью и
жизнедеятельности людей. Деградация природных ландшафтов началась в период
заселения территории, сопровождавшегося распашкой больших площадей, содержанием
большого количества скота на пастбищах, возникновением поселений. Тем самым был
нанесён большой почвам: падало их плодородие, начались пыльные бури. С
развитием промышленности природа стала страдать ещё больше, так как появились
искусственные вещества, которые она не в состоянии уничтожить.
В целом район
имеет агропромышленную специализацию, наибольшую долю в структуре ВП района
занимает сельское хозяйство и промышленность – 81,1% и 14,8% соответственно.
Причем, в результате реализации инвестиционных проектов, наблюдается тенденция
увеличения доли промышленного производства, где доля обрабатывающей
промышленности составляет более 46,4%.[6]
Территория края
испытывает значительную трансформацию естественных ландшафтов. В настоящее
время в крае освоена большая часть всех площадей. Это привело обострению
экологических проблем. К ним относятся проблемы:
1.
Несвоевременное
проведение рекультивационных работ на объектах уранодобывающего комплекса, где
в результате многолетней производственной деятельности был накоплен большой
объем хвостов производства и забалансовых урановых руд.
2.
Ежегодно
всё новые и новые площади земли занимаются санкционированными и
несанкционированными свалками и навозохранилищами, что связано с отсутствием
технологий по утилизации и уменьшению накоплений твердых бытовых отходов.
3.
Источником
питьевого водоснабжения г.Кокшетау является Чаглинское водохранилище. Состояние
водохранилища неудовлетворительное. На головном водозаборе имеются наносы ила и
песка, не работают донные водовыпуски.
4.
На
полигоне ТБО г.Кокшетау сложилась
неблагополучная обстановка, не обеспечено разделение и складирование отходов по
видам и их переработка.
Уникальная
природа Зеренды привлекает внимание тысяч людей из разных уголков нашей страны
и зарубежья, которые стремятся провести здесь свои отпуска, отдохнуть и
оздоровиться. И это замечательно. Однако
увеличивающийся поток туристов обнажил новую проблему – загрязненность мест
отдыха. Лес, побережье озера, славящегося чистотой и качеством воды, захламляются, порою превращаясь в «отхожие
места». [5]
В программе экологического
воспитания предлагаем выделить следующие направления работы:
· познавательное
направление работы (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины
и т.п.);
· познавательно-развлекательное
направление работы (праздники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
· исследовательское
направление (экскурсии, наблюдения, опыты, исследовательские работы).
Формирование
экологической культуры у школьников
характеризуется следующими показателями:
· повышение уровня
информированности;
· повышение интереса к природе родного края;
· потребность
самовыражения в творческих работах;
· соблюдение
правил поведения в природе;
· способность
самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
· проявление
нравственных качеств: доброты, отзывчивости и внимания к окружающим (людям,
природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в
ней.[3]
На основании
вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры
реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий,
внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы.
Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого
образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она
охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие
школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная
на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.
Использованные
источники:
1. Буковская, Г.В. Формирование экологической
культуры школьников Г.В. Тамбов, 1999.
2. Дежникова
Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.:
Педагогическое общество России, 1999.
3. Иванов В.Д. Эффективность педагогических
условий в формировании экологической культуры подростков. Челябинск, 1992.
4. Медведев В.И. Экологическое сознание. 2002.
5. http://zerenda.ru
6. http://korgal.akmol.kz
|