Понедельник, 20.05.2024, 02:35
Приветствую Вас Гость | RSS

   Сайт портфолио Киль Ирины Викторовны

Наш опрос
Ваше любимое время года
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Краеведение на уроках географии » Изучение экологических проблем родного края

Изучение экологических проблем родного края на уроках географии
  "Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет
все виды своей деятельности требованиям рационального
природопользования, заботится об улучшении
окружающей среды, не допуская
     её разрушения и загрязнения…”       
                                                                                                         А.А.Плешаков.  
         В настоящее время во всех развитых странах мира расширяется движение людей за сохранение экологического качества окружающей среды, бережное расходование природных ресурсов, распространение идеалов здорового образа жизни и защиту самой жизни человека, особенно в условиях урбанизированной среды. Всё это объясняется общим понятием "современная экологическая культура". Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. [4] Сегодня всех волнуют проблемы экологического кризиса, резкий рост числа заболеваний, опустынивание, загрязнение рек, Мирового океана. Природа-мать человечества, она и кормилица его. Оторвать или изолировать человека от среды его обитания невозможно. При разумном и научном подходе к природе её дары и богатства не иссякают, а могут даже наращиваться. Необходимо взаимодействие человека с природой и искусственно создаваемой средой. Усилия общества необходимо направлять на поддержание природного равновесия и совершенствование среды обитания в условиях роста производительных сил. Выработка деловых качеств и трудовых навыков, необходимых для природоохранительной деятельности, включает формирование экологического сознания. Каждый человек, будь то руководитель, работник предприятия, учреждения или школьник – все должны чувствовать свою ответственность за состояние окружающей среды, принимать деятельное участие в охране природы.  Преодоление экологического кризиса требует изменения традиционных норм и ценностей человека по отношению к природе и самому себе: изменения в содержании и сущности самого экологического образования.[1] В связи с этим можно выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе работы, и которые требуют немедленного разрешения: · между стремительным развитием индустрии и низкими темпами развития средств экологической защиты от побочных явлений этой индустрии; · между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения; · между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде; · между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений. · созданием комфортных условий для жителей и уничтожением среды обитания. Проанализировав все выше обозначенные противоречия, мы пришли к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Разные авторы выделяют три элемента, составляющих содержание экологической культуры: 1)        уровень экологических знаний (интеллектуальный компонент); 2)        уровень экологического сознания и поведения в природе (ценностный компонент); 3)        запас практических умений и навыков в деле охраны природы (деятельностный компонент).[2] Задача экологического воспитания в школе заключается в том, чтобы побуждать учащихся выражать своё отношение к глобальным проблемам человечества, а также к проблемам, которые касаются их непосредственного окружения. Необходимо формировать у школьников способность и потребность принимать на себя ответственность за решение этих проблем. В школьной практике экологическое воспитание осуществляется преимущественно путём передачи учащимся необходимого объёма экологических знаний. На уроках географии при изучении различных тем, особенно в курсе "География Казахстана" в 8 и 9 классах целесообразно обращать внимание учащихся на актуальные экологические проблемы своей местности. Территория Зерендинского района, имеющая благоприятные условия для жизни, заселялась с древнейших времён, о чём свидетельствуют археологические находки. В древние времена, когда люди селились по берегам рек, занимались охотой, сбором плодов, позднее земледелием и скотоводством, они не наносили существенного вреда природе, отходы их хозяйства разлагались и не представляли угрозы здоровью и жизнедеятельности людей. Деградация природных ландшафтов началась в период заселения территории, сопровождавшегося распашкой больших площадей, содержанием большого количества скота на пастбищах, возникновением поселений. Тем самым был нанесён большой почвам: падало их плодородие, начались пыльные бури. С развитием промышленности природа стала страдать ещё больше, так как появились искусственные вещества, которые она не в состоянии уничтожить. В целом район имеет агропромышленную специализацию, наибольшую долю в структуре ВП района занимает сельское хозяйство и промышленность – 81,1% и 14,8% соответственно. Причем, в результате реализации инвестиционных проектов, наблюдается тенденция увеличения доли промышленного производства, где доля обрабатывающей промышленности составляет более 46,4%.[6] Территория края испытывает значительную трансформацию естественных ландшафтов. В настоящее время в крае освоена большая часть всех площадей. Это привело обострению экологических проблем. К ним относятся проблемы: 1.    Несвоевременное проведение рекультивационных работ на объектах уранодобывающего комплекса, где в результате многолетней производственной деятельности был накоплен большой объем хвостов производства и забалансовых урановых руд. 2.    Ежегодно всё новые и новые площади земли занимаются санкционированными и несанкционированными свалками и навозохранилищами, что связано с отсутствием технологий по утилизации и уменьшению накоплений твердых бытовых отходов. 3.    Источником питьевого водоснабжения г.Кокшетау является Чаглинское водохранилище. Состояние водохранилища неудовлетворительное. На головном водозаборе имеются наносы ила и песка, не работают донные водовыпуски. 4.    На полигоне ТБО  г.Кокшетау сложилась неблагополучная обстановка, не обеспечено разделение и складирование отходов по видам и их переработка. Уникальная природа Зеренды привлекает внимание тысяч людей из разных уголков нашей страны и зарубежья, которые стремятся провести здесь свои отпуска, отдохнуть и оздоровиться.  И это замечательно. Однако увеличивающийся поток туристов обнажил новую проблему – загрязненность мест отдыха. Лес, побережье озера, славящегося чистотой и качеством воды,  захламляются, порою превращаясь в «отхожие места». [5] В программе экологического воспитания предлагаем выделить следующие направления работы: · познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины и т.п.); · познавательно-развлекательное направление работы (праздники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия). · исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты, исследовательские работы). Формирование экологической культуры у школьников  характеризуется следующими показателями: · повышение уровня информированности; ·  повышение интереса к природе родного края; · потребность самовыражения в творческих работах; · соблюдение правил поведения в природе; · способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; · проявление нравственных качеств: доброты, отзывчивости и внимания к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.[3] На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.  

Использованные источники:
1.  Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников  Г.В.  Тамбов, 1999.
2.  Дежникова  Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: Педагогическое общество России, 1999.
3.  Иванов В.Д. Эффективность педагогических условий в формировании экологической культуры подростков.  Челябинск, 1992.
4.  Медведев В.И. Экологическое сознание.  2002.
5. http://zerenda.ru
6. http://korgal.akmol.kz

Категория: Изучение экологических проблем родного края | Добавил: irinakil19 (25.10.2011)
Просмотров: 1741 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Закладки
Праздники дня

Киль Ирина Викторовна © 2024